- Увеличение прочности фундамента
- Делаем правильный металлический каркас
- Типы углов
- Материалы для усиления оснований
- Виды анкеровки во время перевязки
- Возможные просчеты
- Способы армирования
- Хомуты П-образного типа
- «Лапка» или нахлест
- Г-образная схема
- Требования по усилению мелко заглубленных оснований
- Процесс армирования
- Возможные ошибки во время связки арматуры
- Как правильно связать арматуру
- Увеличение прочности
- Основные требования
- Правильный расчет армокаркаса
- Правильное изготовление армирующего каркаса
- Заключение
Армирование углов ленточных фундаментов позволяет усилить конструкцию всего здания и избежать любые деформации, разрушения, которые могут возникнуть из-за действия больших нагрузок и неблагоприятных внешних факторов. В угловых точках и местах примыкания таких оснований действуют большие разнонаправленные нагрузки. Из-за этого необходимо осуществлять работу по возведению таких оснований согласно принятых норм и стандартов.
Если будут какие-либо отклонения от существующих требований, то это может привести к разрушению конструкции. Возможны различные расслоения, отколы и деформации конструкции. Когда задача выполняется правильно, то армированной конструкции будет нестрашно любое возникающее давление. Как правильно армировать углы ленточного фундамента расскажем далее.
Увеличение прочности фундамента
Армирование углов фундамента делают потому, что у бетона довольно низкие показатели пластичности и прочности. Поэтому он довольно плохо справляется с нагрузками на растяжение. Кроме того, в различных частях конструкции могут возникать иные давления, которые не всегда являются равномерными. Они могут возникать из-за вспучивания грунтов, температурных перепадов, излишней влажности.
При деформации фундамента возникают места сжатия, растяжения. Бетон сможет более или менее противостоять сжатию, а вот с растяжением ему справиться тяжело. В конечном итоге растяжение его разрушает.
Армирование всех углов ленточного фундамента помогает противодействовать возникающему растяжению. То есть армирование – это установка внутрь основания металлического каркаса. Благодаря ему основание значительно усиливается и оно может противодействовать всем растягивающим нагрузкам.
Для фундамента основные места — это углы ленты и точки примыканий. Ведь именно на эти места арматурного каркаса оказывается самое большое давление, если сравнивать их с продольными частями. Поэтому в таких местах требуется правильное армирование. Надо с повышенным вниманием выполнять армирование таких участков в ленточном фундаменте.
Делаем правильный металлический каркас
Правильная армировка позволяет увеличить срок службы всего сооружения. Решили сделать армировку своими руками, то тогда вам придется детально изучить все параметры и нормы, которые относятся к данному процессу. Не уверены в своих силах, тогда надо поручить эту работу профессионалу. Он сможет сделать ее правильно и с соблюдением всех требований.
Список основных требований:
- Вязать арматуру в угловых точках нужно так, чтобы между прутьями расстояние составляло 500–800 мм;
- Продольные пояса монтируются с шагом 500 мм;
- В обе стороны от каждой угловой точки поперечно монтируют от трех до четырех поясов. Шаг для таких поясов равен половине основного. В углах делают аналогичным образом;
- Диаметр рабочих прутьев от одного до двух сантиметров. Дополнительные прутья могут иметь диаметр от четырех до десяти миллиметров;
- Обязательно надо соблюдать следующую последовательность действий. 1-ой вбивают вертикальную арматуру, потом уже к ней снизу и сверху присоединяют прутья горизонтального усиления;
- В угловых точках лучше исключить любые стыки;
- Прямой участок лучше делать так же без каких-либо стыков. Когда избежать этого нельзя, то для стыков есть такие рекомендации. Выполняются они только внахлест. Такие параметры при этом рекомендуются: для 200-й марки цемента — пятьдесят диаметров прутьев, для 250-й — сорок диаметров, для 300-й — тридцать пять диаметров. Минимальный разнос для вертикального соединения продольных стержней составляет 600 мм. Так же он может составлять полторы длины нахлеста;
- 3 варианта соединения материалов: сваривание, стыковка внахлест или используя специальные механические приспособления;
- В углах ленточных оснований вязка арматуры выполняется с использованием вязальной проволоки;
- Чтобы сформировать защитный бетонный слой с минимальной толщиной 50 см, сбоку устанавливаются «звездочки», снизу «лягушки».
Типы углов
Перед тем, как вязать прутья в угловых точках, определяют тип используемого угла. Отталкиваясь от его типа организуют работы и подбирают нужные материалы.
Самая сложная обвязка, если угол острый. Простой — обвязка тупого угла.
Типы существующих углов:
- Прямые, самый распространенный вариант. Существуют 2 типа таких углов — Г или Т-образный;
- Тупые. Простой по исполнению — развернутый угол от 1600. Стержни укладывают, начиная с внешней стороны и до внутренней. Частота поперечных прутьев должна быть больше в 2 раза длины самого основания. Далее арматура скрепляется проволокой. Монтаж вертикальных прутьев целесообразен для углов 90-160 градусов.
- Острые — самые сложные. Редко применяют для частных малоэтажных зданий.
Материалы для усиления оснований
Усиление стыков и углов делают только качественной арматурой. Диаметр ее составляет от одного до двух сантиметров. Для армирования поперечин и частей вертикального усиления используют гладкую арматуру толщиной от 0.8 до 1.2 см. Вяжут металл, используя стальную обожженную проволоку сечением от 0.8 до 1.2 мм. Для монтажа важно использовать рифленые прутья, без нарушения геометрии, желательно цельные. Также нельзя использовать ржавую арматуру с поврежденным рельефом.
ГОСТ позволяет применять следующие типы арматуры для ленточного фундамента:
- С индексом «C». Такой тип стержней может использоваться при заливке железобетонных, бетонных сооружений;
- С индексом «K». Такой тип прута имеет защиту от коррозионных процессов, которые иногда возникают в бетоне. Часто такие прутья изготавливают из конструкционных низколегированных сталей, класса A-300 и A-400. Дуговой тип сварки для соединения не применяют.
Для приготовления бетонного раствора используют цемент (200-й, 300-й и 400-й), щебень или гравий, песок и воду. Необходимые пропорции рассчитывают, отталкиваясь от эксплуатационных особенностей основания.
Виды анкеровки во время перевязки
На характер соединения оказывают влияние характеристика стержней, участков каркаса. Чтобы согнуть арматуру можно использовать тиски или спец. оборудование.
Типы анкеровок:
- Прямой. Очень нежелательный. Потому что соединять две арматуры на углах, используя такой вариант допускается только при возведении легких сооружений. Делают ее с помощью наложения прутьев внахлест. Потом выполняется перевязка данных мест проволокой. Тут требуется обеспечение максимальной жесткости, ведь именно она поможет исключить возможные смещения. Такое возможно в ходе заливания бетонной массы.
- «Крюком». Предполагает изгиб на 180 градусов и прилегание крюка к основанию прута.
- «Лапкой». Предполагает сгибание конца арматуры под углом 90 градусов.
- «Петлей». Стержень дважды сгибается, петлю располагают в углу.
- Свариванием поперечных перекладин.
- Монтаж с применением металлических шайб и уголков.
Шайбы и уголки используют только для скрепления продольной арматуры. Для соединения таких прутьев можно использовать сварку. Крепление «лапкой» или прямое соединение применяется при соединении стержней разного сечения.
Возможные просчеты
Далеко не простая работа выполнить правильное армирование углов ленточного фундамента. Из-за этого нередко во время ее выполнения допускаются ошибки.
Основные из них:
- Неправильные расчеты;
- Желание сэкономить и приобрести более дешевые материалы;
- Попытки выполнить работы быстрее и проще.
Вышеперечисленные ошибки приводят к деформациям и возникновению трещин, сколов. А если допущены серьезные ошибки и просчеты, то возможно смещение, разбалансировка или износ всего сооружения.
Способы армирования
Правильная схема для армирования углов ленточного фундамента подразумевает наличие анкеровки, благодаря которой формируются различные по величине связи на различных местах стенки. Надо понимать — усиление углов, примыкающих мест позволит конструкции выдерживать большие по силе нагрузки.
Применение прямого соединения прутьев продольного основания запрещено, связанные таким образом прутья не обеспечивают конструкцию достаточной прочностью. В данный момент есть 3 схемы укрепления фундамента, о которых расскажем далее.
Хомуты П-образного типа
Используются в угловых точках и примыкающих зонах. По площади хомуты равны ширине всего каркаса. Допустимая длина в пределах 50 сечений используемого прута. Хомуты надо связать с основным прутом так, как показано на картинке выше. На горизонтальных уровнях монтируют по 2 хомута. В примыкающих местах хватит и 1 для уровня.
«Лапка» или нахлест
Характеристики жесткости в этой схеме достигаются при помощи согнутых концов примыкающих прутьев (см. рисунок ниже, (а)). Внутренние и горизонтальные стержни связывают с помощью нахлеста. Внешнее соединение выполняется с использованием «лапки». Поперечные угловые и вертикальные стержни устанавливают с шагом, который составляет 3 величины самого каркаса. Размер «лапки» — от 3 до 5 см.
Г-образная схема
Предполагает нахлест внутреннего и продольного прута (см. рисунок выше, (б)), шаг — ¾ от высоты ленточного основания. Также осуществляется соединение внешних и внутренних продольных каркасов дополнительными поперечными связками. Размер нахлеста должно составлять пятьдесят сечений прутьев для горизонтального монтажа.
Требования по усилению мелко заглубленных оснований
- Армокаркас размещают на расстоянии пять сантиметров от фундамента;
- Все соединения выполняются прутьями, выгнутыми на 900 без сваривания;
- Связка прямых участков с помощью вязальной проволоки;
- На дне траншеи выкладывается песчано-гравийная подушка. Такой вариант позволяет значительно усилить основание.
В углах ленточного концентрируются самые большие нагрузки. При этом различное по силе давление возникает в разных слоях самого каркаса. Поэтому главная задача металлического усиления — сдерживание нагрузки должна равномерно распределяться и полностью гаситься прутьями. Когда прутья соединяют неправильно или в них есть разрывы, то такое основание представляет собой набор различных элементов без каких-либо связей. В будущем это может привести к расслоению бетона, возможно образование сколов и трещин.
Такие работы надо выполнять согласно требованиям регламентирующих документов. Простое перекрестие стержней в таких местах недопустимо.
Процесс армирования
Важно начинать работу с составления чертежа каркаса, где прописываются все основные значения, рассчитываются важные характеристики и параметры, определяются минимально необходимые объемы арматуры. Далее приступают к реализации задачи.
Использование такой схемы позволит сделать правильную армировку:
- Вертикальные прутья фиксируются с шагом 600 мм;
- Связку горизонтальных силовых прутьев с контуром в местах пересечений делают с помощью вязальной проволоки.
- Самое главное — сделать усиление зон, которые расположены в средней части пролетов. Для усиления разрешено использование дополнительных армирующих стержней.
Возможные ошибки во время связки арматуры
Вязка углов арматуры часто выполняется неправильно. Краткий перечень ошибок:
- Стержни скрещивают и делаю простое скрепление проволокой в углах. Такой вариант неправильный. Однако применение такой схемы очень распространенное.
- В угловых точках прутья сгибают, однако саму анкеровку не выполняют. Согласно, требованию «СП No 50-101-2004» – сборно-монолитные и монолитные основания необходимо жестко связывать, используя перекрестные ленты. Применение обычного перекрестия приводит к возникновению разъединения по точкам сгиба.
- Обвязку выполняют, используя только 1 контур.
- Для обвязки используется два контура. Однако они нормально между собой не скрепляются.
- Подошва основания и армокаркас не имеют конструктивной связи. Арматуры в углах соединяют, используя сваривание. Однако другие варианты соединения элементов игнорируются.
Как правильно связать арматуру
Как правильно вязать прутья в местах соединения сторон фундаментов, рассмотрим далее. По углам таких оснований для связки стержней используют болгарку, арматуру, газосварочные и электроаппараты. На первом этапе надо главное выполнить правильный расчет. Ведь именно от него будет зависеть количество арматуры, ее диаметры и наиболее подходящий тип скрепления. Сваривают 2 контура. Расстояние от внешнего периметра траншеи до 1-го контура должно составлять пять см. 2-й контур располагается от внутреннего края на таком же расстоянии. Сварку в угловых точках проводить запрещено. Сгибают прутья под углом 90°. Все сгибы при этом разогреваются. Использование сварки допустимо в местах с небольшим давлением.
После этого каркас помещают на дно опалубки. По углам монтируются стержни вертикального усиления. Стержни необходимо глубоко и прочно вбить в почву. Далее приварить основной каркас к вертикально вбитой арматуре. Те же мероприятия выполняются при монтаже верхней части каркаса.
Прежде чем выполнять вязку, надо понять, какие варианты связки существуют. Простой вариант соединения в таком случае не подойдет. Обязательное требование — применение гнутых элементов. Эти элементы продолжают продольные прутья армокаркаса и должны выступать за угол на 600–700 мм. Когда прутья недостаточно длинные, можно закреплять их хомутами. При этом сторона хомута не должна быть меньше пятидесяти диаметров используемых стержней.
Увеличение прочности
В углах такого типа оснований возникает основная нагрузка, поэтому правильное их усиление позволит конструкции прослужить долго без каких-либо деформаций.
Правильное усиление можно сделать только тогда, когда соблюдаются все необходимые требования.
Основные требования
- Максимальные по силе нагрузки действуют на продольную часть ленточных оснований. Армируют такие места, используя самые толстые прутья с сечением до полутора сантиметров;
- Прочность и качество армирования зависят от плотности грунтов;
- Стержни надо использовать рифленые. В этом случае их сцепление с бетонным раствором будет максимальным;
- Угловые точки укрепляют намного сильнее и тщательнее.
Правильный расчет армокаркаса
- Минимальное зазор от армокаркаса до края основания — 5 сантиметров;
- Нижние усиление нельзя располагать в почву глубже, чем на пять сантиметров;
- Шаг вертикального усиления — 500-800 мм;
- В каркасе применяются несущие стержни с диаметром от одного до двух сантиметров. Толщина дополнительных стержней — 0.4–1 сантиметр. Вязальную проволоку используют меньшего диаметра;
- Перед тем, как начинать работу, надо сделать чертеж и подготовить схему. Такой вариант позволит исключить самые распространенные ошибки.
Правильное изготовление армирующего каркаса
Первое, что надо сделать — вбить в грунт несущие прутья. Диаметр таких прутьев должен быть 1–2 см. Несущие прутья забиваются с шагом 500–600 мм. В нижней и верхней частях несущие прутья свариваются строго вертикально. Затем надо к ним приварить дополнительные стержни. Шаг для дополнительных стержней — примерно 80–100 мм.
Заключение
Упрочнение угловых точек и мест примыканий с использованием металлических элементов имеет прямое влияние на прочность и надежность всего здания. Для правильного армированного угла таких оснований не страшны никакие нагрузки. Он сможет выдержать их без особых проблем и прослужит долго. Главное помнить — срок службы здания будет максимальным, если работы выполнять согласно существующих требований. Нельзя экономить на материалах и торопиться. Это в конечном итоге негативно скажется не только на прочности самого фундамента, но и всего сооружения.