- Особенности фреона
- Что нужно знать перед заправкой
- Заправка с учетом выбранного способа
- По весу
- По давлению
- По нагреву или охлаждению
- По току
- Демонтаж климатического оборудования
- Внешний блок
- Компрессор
- Внутренняя часть
- Стандартная заправка кондиционера
- Причины испарения фреона
- Выбор фреона
- Пошаговая инструкция заправки кондиционера
- Рекомендации специалистов
- Видео по теме
Правильное обслуживание климатического оборудования обеспечивает его эффективную работу и продолжительный срок службы. Поэтому стоит знать, как можно заправить кондиционер дома своими руками. Ведь насколько бы ни был тщательно проведен монтаж, часть хладагента все равно постепенно испаряется в атмосферу, поэтому когда-нибудь обязательно нужно будет пополнять его запасы.
Особенности фреона
В роли охлаждающего вещества для климатического оборудования применяется фреон. Газ защищает компрессор от переохлаждения. К протечкам хладагента приводит неправильная установка кондиционера и его сбои в работе. Есть также стандартный расход хладона в процессе эксплуатации. Этот параметр находится в пределах до 8% ежегодно. Нормированной протечки нет только у мобильного и оконного прибора.
Существует несколько разновидностей фреона для охлаждающего оборудования.
Чем заправляют кондиционеры:
- R407С. В его составе находится 3 вида фреонов, все они отвечают за отдельные функции. R-134А нормализирует давление в магистрали, R-125 используется в целях пожарной безопасности, R-32 позволяет повысить эффективность работы системы. При каких-либо протечках этого хладона его элементы испаряются неравномерно, поэтому дозаправить кондиционер не получится. Требуется полностью сливать всю жидкость и заливать новую.
- R410-A. В составе этого фреона нет хлора. Охлаждающая жидкость состоит из 2-х компонентов. С испарением более 45% нужно удалить остатки и заново заправить сплит-систему фреоном. Частичная заливка, если произошла протечка свыше 45%, может привести к неправильной работе прибора, поскольку нарушаются пропорции веществ охладителя.
- R-22 — серия хладагентов, применяющихся в контурах для максимально пониженных температурных показателей. В эту группу входят разные морозилки производственного предназначения, морское холодильное оборудование, домашние и промышленные климатические установки. Преимущества серии R22: доступная цена приборов, заправленных этим фреоном, а также запчастей к ним. Заправка сплит-системы этим газом может производиться частично, без полной замены.
Что нужно знать перед заправкой
Чтобы понимать, как правильно заправить кондиционер, необходимо иметь некоторые навыки и определенные знания. Так, в составе хладагентов нет каких-то опасных для организма людей компонентов. В процессе их применения не потребуется соблюдение специальных рекомендаций по технике безопасности. Фреоны для заправки кондиционера находятся в свободной продаже в баллончиках разных объемов.
Но следует учитывать, что сегодня заливку производят, как правило, несколькими разновидностями охлаждающей жидкости — преимущественно R-410A и R-407C. На результат процесса заправки кондиционера фреоном значительно влияет выбор конкретного хладагента. Приобретая наиболее бюджетный состав, владелец климатического оборудования рискует быстро вывести из строя компрессор, что повлечет в дальнейшем более значительные затраты.
Есть несколько способов, как закачать фреон в кондиционер. Поэтому перед началом работ необходимо внимательно изучить теоретическую часть и подобрать самый удобный вариант:
- По весу фреона. Во время применения способа требуется постоянный контроль веса баллончика с хладагентом. Чтобы самостоятельно заправить оборудование этим методом, потребуются строительные весы. Смысл способа в том, что жидкость из баллончика обязана перетечь в систему. Контролируя, насколько баллончик с фреоном стал легче от его изначальных параметров, можно определить уровень наполнения контура. Легкость метода считается его главным достоинством. Но есть один нюанс, вызывающий иногда осложнения. Просто, перед тем как заправить кондиционер фреоном самому, надо слить все остатки жидкости и вакуумной помпой избавиться от находящихся примесей в системе.
- По давлению. Перед тем как заправить кондиционер дома самостоятельно, нужно будет изучить сведения о возможном объеме фреона в контуре. Эта информация указывается изготовителем в руководстве по эксплуатации или ее можно узнать на сайте компании. С помощью манометра баллончик с газом подключают к трубам магистрали. Хладагент заправляется небольшими порциями. Периодически сравнивают показания манометра с рекомендованными параметрами компании-производителя оборудования. Закачиваем до тех пор, пока не будет достигнуто необходимое соотношение показателей. Способ потребует навыков владения приспособлениями, а непосредственно заправка домашнего кондиционера длится довольно долго.
- По нагреву или охлаждению. Суть работы при выполнении этого процесса заключается в определении разности температурных показателей. Из описанных способов как самому заправить охладительное устройство, этот метод считается самым сложным.
- Применение цилиндра. Этот вариант для заправки используется, если точно определен объем хладагента в контуре. Требуемый объем жидкости размещается в цилиндре, а из него перекачивается в контур. Достоинство способа состоит в том, что не требуется сливать из магистрали остатки жидкости и выполнять вакуумирование.
Все из описанных способов заправки в домашних условиях имеют плюсы и минусы, причем ни один из вариантов не является универсальным. Чтобы заправить фреоном контур и подобрать правильно технологию, необходимо учитывать множество нюансов. Поэтому заправка кондиционера своими руками имеет индивидуальные особенности.
Заправка с учетом выбранного способа
Есть много способов наполнения контура хладагентом. Все их можно использовать для стандартных сплит-систем, инверторов, мультисистем и других видов кондиционеров.
Перед тем как заправлять кондиционер самостоятельно, нужно подготовить для работы набор инструментов и приспособлений:
- вакууматор;
- манометрический коллектор;
- шестигранные ключи;
- весы;
- баллончик с рабочим газом.
По весу
Заправка домашнего кондиционера самостоятельно выполняется в такой последовательности:
- Вакуумирование. Манометрический коллектор подключается к кондиционеру и на приборе открывается вентиль. Запускают вакууматор и дают ему поработать около получаса. Перекрывают вентиль на манометрическом оборудовании и отключают насос.
- Подсоединяют емкость с хладагентом. Баллончик разворачивают вверх днищем, и устанавливают на весы. Но перед этим параметры последних необходимо сбросить до нулевых показателей. Открывают вентиль на манометре и добавляют хладагент по весу до требуемого количества.
- Вентиль перекрывают и отключают манометр, затем прикручивают крышки на входах. Подключают кондиционер к сети и проверяют работоспособность.
Этот вариант является наиболее правильным, однако он требует точных строительных весов для взвешивания газа.
Если нужно залить состав R410, то вначале требуется полностью слить остатки (для этого используется специальная станция для забора хладагента), затем закачивается фреон по весам. Это обусловлено тем, что вещество состоит из разнородных газов с различными показателями испарения. Во время утечки какого-то из них изменяется химический состав, соответственно, утрачиваются требуемые характеристики фреона.
По давлению
Способ заливки по давлению используется, если в кондиционере применяется R-22. Вначале требуется подключить манометрический прибор к газовому каналу, который работает на охлаждение системы. Давление должно находиться в пределах 2.9-3.6 атмосфер. Если показатель ниже этого значения, потребуется дозаправка.
Для чего подсоединяют баллончик с газом и небольшими дозами его подают в контур, открывая вентили на манометрическом коллекторе на 7-12 секунд.
По нагреву или охлаждению
Заправить кондиционер самостоятельно можно по нагреву или охлаждению. Это довольно точный способ, суть которого состоит в контролировании температурной разницы.
Под охлаждением подразумевается соотношение температуры конденсации и газа при равном давлении. Узнать какая температура у конденсации позволит следующий способ: манометрическим прибором замеряется ее давление, которое сравнивается с показаниями на шкале коллектора с учетом вида фреона. Чтобы узнать степень нагрева, необходимо сравнить температуру хладагента газа в естественном состоянии и во время закипания при одинаковом давлении. На испарение фреона и дальнейшую его заправку указывает нагрев выше и охлаждение ниже требуемых показателей.
Домашний мастер без опыта работ вряд ли заправит сам климатическое оборудование с помощью этой технологии, поскольку это потребует необходимых познаний в сфере воздушного кондиционирования. Хотя простота и доступность вышеописанных способов для обычного обывателя, также под сомнением.
По току
Чаще всего специалисты не применяют этот метод, однако его использование целесообразно в ситуациях, если отсутствует возможность взвешивания газа.
Чтобы узнать ток компрессора, будут необходимы токоизмерительные клещи. Они подсоединяются к фазе кабеля электропитания включенного наружного блока. Если выявленные показания ниже допустимых в мануале, а на контуре появилась наледь, то заправляют хладагент до выравнивания значений.
Другие этапы проведения работ являются точно такими же, как заливка рабочей жидкости по весам. Этот способ можно использовать и при устранении испарений в промышленных кондиционерах.
Демонтаж климатического оборудования
Демонтаж кондиционера с сохранением его в рабочем состоянии состоит из таких операций:
- снятие внутренней части кондиционера в квартире;
- снятие наружного блока снаружи дома;
- герметизация штуцеров труб.
Внешний блок
Чтобы демонтировать внешнюю часть климатического оборудования, сначала нужно отсоединить магистраль. Существует несколько методов:
- Бокорезами отрезают трубы (за штуцером отступают расстояние примерно 20 см). Выгибают окончания и прижимают тисками. Плюсы способа — работа производится быстро, а возможность проникновения вовнутрь грязи с воздухом значительно снижается. Минусы — в дальнейшем потребуются новые трубы.
- Выкручивают гайки, прижимающие развальцованные окончания труб, а вместо них прикручивают предварительно подготовленные колпачки. Плюсы метода — трубы сохраняют свою целостность. Минусы — высокая возможность проникновения в систему воздуха.
Дальнейший этап — отсоединяют провода, откручивают крепеж блока к корпусу на фасаде и заносят прибор в дом.
Компрессор
Бывают ситуации, когда нужно демонтировать внешний блок во время установки нового компрессора. При этом выполняются следующие действия:
- Хладагент полностью сливается из контура. Правильный вариант — перекачать его в баллончик станцией по выкачке газа. Облегченный, но неправильный вариант — выпустить газ в атмосферу (если демонтаж происходит летом и воздушная температура больше показателей закипания хладагента).
- После монтажа и сборки прибора контур «выкачивается» вакууматором.
Установить компрессор самостоятельно не получится. Кроме вакууматора и манометрического коллектора, дополнительно потребуется газовая лампа, чтобы снять с контура патрубки вышедшего из строя компрессора, после припаять к магистрали новый прибор. Даже при аренде инструментов и приспособлений необходимо уметь обращаться с ними.
Демонтировать наружный блок, чтобы фреоном самому заправить систему, можно, но для установки нового компрессора рекомендуется обратиться к специалистам.
Внутренняя часть
Многие домашние сплит-системы оборудованы внутренним блоком, который вешается на стенку помещения (хоть существуют и иные способы установки). Поэтому, кроме канального климатического оборудования, другие разновидности имеют общий принцип демонтажа.
Пошаговая инструкция выглядит так:
- Удаляют защитную крышку корпуса.
- Отключают электропровода.
- Отрезают и зажимают трубы, ведущие к испарителю.
- Отрезают дренажную трубку, удаляют воду.
- Отсоединяют защелки крепежа конструкции от установочной пластинки.
- Достают блок и выкручивают со стенки пластину.
Стандартная заправка кондиционера
Самостоятельная заправка — работа очень трудоемкая, потому лучше всего обратиться за помощью к профессионалам. Если все-таки было однозначно весь процесс произвести самому, нужно запастись требуемыми инструментами и приспособлениями. Основное в этом деле — грамотно подобрать вид хладагента, знать, сколько фреона нужно заливать и соблюдать пошаговую инструкцию. Но вначале надо определить, по какой причине потребовалась дозаправка.
Причины испарения фреона
Даже после грамотного монтажа и своевременного обслуживания объема хладагента в магистрали со временем становится все меньше. Как правило, частично он выходит через медный трубопровод, соединяющий два блока. Это не быстро происходит, поэтому заправка нужна редко.
Иная ситуация, когда контур деформирован. Например, во время перевозки либо при монтаже оборудования. В этом случае никакая дозаправка не сможет помочь, если не избавиться от возникшей причины утечки.
Как определить, что фреона не хватает в контуре:
- на наружном блоке прибора образуется наледь;
- комната практически не охлаждается или это происходит малоэффективно.
Если не дозаправить оборудование своевременно, оно будет не только плохо функционировать, но и сильно нагреваться, а это через время приведет к его выходу из строя.
Выбор фреона
Фреон для климатического оборудования не такой, какой применяется для морозилок и холодильных установок. Отлично себя показал хладагент R22. Именно этот состав применяют мастера во время работы с современными устройствами. Если использовать охлаждающую жидкость R8 либо любой иной фреон, производительность оборудования значительно снизится, а это увеличит затраты на электричество.
Существует также хладагент R134А. Этот состав абсолютно безопасный для атмосферного озонового слоя. Но огромной популярности жидкость не получила по причине дороговизны. Для людей фреон совершенно неопасен, поэтому с этим газом можно легко работать в квартире.
Пошаговая инструкция заправки кондиционера
Климатическое оборудование можно заправить самому, если под рукой находятся все требуемые инструменты и приспособления. Нужно сказать, что если запланирована самостоятельная заправка контура кондиционера, вовсе не обязательно покупать дорогостоящий вакууматор и манометрический коллектор. Их можно просто взять в аренду в специализированной фирме.
Пошаговая инструкция выглядит так:
- Выполняется чистка блоков кондиционера.
- Затем спускается хладагент. Для этой работы в штуцерах имеются замки специальной конструкции, которые нужно открыть, а затем, когда фреон стечет, замки в обязательном порядке закрываются.
- Баллончик с фреоном устанавливается на весы, которые показывают нулевую отметку. После быстрыми движениями откручивается кран на приборе для стравливания излишнего воздуха с труб.
- На сплит-системе выставляется температура приблизительно 17 градусов.
- Затем подключается манометрический коллектор на участок самой толстой трубы, которая идет от наружного блока.
- Манометр также подключается к баллончику с хладагентом.
- На коллекторе откручивается кран, который отвечает за выход охлаждающей жидкости. При проведении работ отмечается увеличение давления и снижение температуры в контуре. Лучше всего, когда давление увеличится до 6.5 бар.
- После закрывается кран подачи фреона и запорная часть на баллончике.
Чтобы пределить, сколько фреона потребовалось для заправки магистрали, надо опять поставить на весы баллон.
Рекомендации специалистов
Перед тем как производить все работы, нужно внимательно прочитать технический паспорт прибора и инструкцию по эксплуатации. Если этой документации в наличии нет, можно посмотреть на металлическую пластинку, которая находится на наружном блоке.
Чаще всего на этой пластинке есть вся требуемая информация относительно климатического устройства. Здесь описывается, какой тип хладагента применялся для заправки магистрали, какое требуется давление в контуре, сколько по весу фреона нужно закачать в кондиционер.
Необходимо не забывать, что рабочее давление в трубопроводе будет зависеть от типа хладагента и от температурных показателей окружающей среды. Если снаружи пониженная или повышенная температура, а измерения производятся с помощью манометра, требуется учитывать погрешность. Сведения об различных изменениях указаны в справочной литературе.
Во время испытания прибора после заправки требуется использовать лишь функцию охлаждения. Если включить нагрев, компрессор просто заклинит и кондиционер будет сломан. Режим охлаждения должен стоять на минимуме. При этом следует контролировать состояние вентилей. Если на них появится иней, то требуется дозаправить прибор, поскольку объема хладагента не хватает. Если же состояние всех элементов кондиционера нормальное, работа выполнена правильно.
Заправить самому кондиционер довольно проблематично, но сделать это реально. Для чего необходимо подобрать правильную технологию, подготовить требуемые инструменты и приспособления, а также четко соблюдать инструкцию. Если не уверены в собственных силах, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.
Можно конечно и самому заправить, но я предпочту вызвать мастера.