Наличие сплит-системы в доме теперь не редкость. Поэтому у многих возникает вопрос, как можно узнать, что в кондиционере закончился фреон. Получится ли самому определить количество оставшегося хладагента или придется воспользоваться услугами специалиста. Недостаток фреона не является чрезвычайной ситуацией, такое происходит нередко. Чтобы гарантировать бесперебойную работу кондиционера, нужно понимать, какие признаки свидетельствуют о нехватке теплоносителя в агрегате.
Куда может деться фреон
«Псевдоспециалисты» утверждают, что количество фреона в кондиционере уменьшается за год на 8%. Фактически это вранье. Хладагент — не бензин, он при работе системы не может закончиться, поскольку перемещается по замкнутому контуру, поочередно испаряясь и конденсируясь.
Во время работы фреон все время под давлением, поэтому даже при малейшей микротрещине и последующей утечке он быстро испаряется и заканчивается. Скорость потери хладагента прямо зависит от размера дефекта и вида фреона.
Нужно понимать, что заметить дефицит фреона — это только начало. Для устранения возникшей проблемы придется нанимать специалиста, чтобы он:
- Нашел дефект, через который выходит фреон.
- Ликвидировал повреждение.
- Восстановил потерянный объем хладагента.
Недостаточно фреона или он вышел
Если в кондиционере мало фреона, функционировать он начинает несколько по-другому. Существует две причины его нехватки:
- Незначительная утечка.
- При первоначальной заправке или во время ремонта в систему закачали недостаточное количество необходимого вещества.
Если потеря происходит через микроскопический дефект, снижение эффективности работы будет заметно не сразу. Установка начнет лишь медленнее изменять температуру воздуха. Если заметны подобные симптомы, то вполне возможно, что нарушена герметичность элементов в сплит-системе, поэтому в ней остался небольшой объем фреона.
Когда выполнялась проверка или техническое обслуживание и провели недостаточную заправку кондиционера, отклонения в работе станут видны сразу. Заметив такие признаки, не следует верить мастеру, утверждающему, что «позже работа наладится» или «через несколько дней все будет нормально».
Постепенное уменьшение производительности
Снижение эффективности устройства не является решающим аргументом в пользу того, что уменьшился уровень хладона. Климатическое оборудование может начать хуже работать по нескольким причинам:
- Стал грязным охладитель уличного блока.
- Загрязнился испаритель внутри квартиры.
- Засорены фильтры.
- Установлен неправильный температурный режим.
Чтобы узнать есть ли проблема с хладагентом, необходимо очистить фильтрующие элементы, конденсатор и испаритель.
Если после очистки климатического оборудования его работа не наладилась, следует посмотреть прилагаемую инструкцию. Для каждой установки существуют предельные режимы эксплуатации. На эффективность работы влияют перепады температур снаружи дома и в комнате. В летнюю жару не каждый кондиционер способен хорошо охладить воздух в помещении. При сильных морозах он хуже будет обогревать помещение. С повышением разницы между наружной и внутренней температурой, коэффициент преобразования (то же, что и КПД) становится заметно меньше.
Если же все элементы сплит-системы чистые и условия работы не имеют больших отклонений, то наверняка есть недостаток фреона.
Проверка на снег
Если в кондиционере стало меньше хладагента, эффективность устройства резко снижается. В результате:
- Компрессор начинает включаться намного чаще.
- На решетке появляется лед и иней.
- Образующаяся наледь снижает эффективность кондиционера.
Лед появляется на решетке испарителя спустя некоторое время. Поэтому следует запустить агрегат и не останавливать его примерно полчаса. Потом надо посмотреть, не появился ли наледь на поверхности испарителя.
При охлаждении помещения нехватка фреона приводит к появлению наледи на испарителе блока, установленного в комнате. Понять, что началось обледенение несложно:
- Снимите переднюю крышку, отрыв боковые фиксаторы.
- Удалите из внутреннего блока сеточки служащие для удерживания мусора.
- Оцените фактическое состояние радиатора испарителя.
При включении прибора на обогрев комнаты лед станет появляться на конденсаторе. Обнаружить можно сзади внешнего блока. В разных моделях его место расположения может отличаться.
Компрессор
Промышленность производит 2 вида компрессоров для климатического оборудования: простые и инверторные. Компрессоры первого вида действуют в режиме запуск/остановка. Запускаются они при срабатывании температурного реле на время, прокачивают хладагент до достижения требуемой температуры и после этого останавливаются. Длительность работы и насколько часто он будет запускаться компрессор, зависит от:
- Вида закачанного фреона.
- Мощности.
- Разницы температур на улице и в охлаждаемой комнате.
Прибор инверторного типа включен постоянно, но температурный режим влияет на скорость его работы. При запуске кондиционера она ускоряется для создания необходимой температуры. После достижения установленной температуры двигатель снижает обороты и начинает только поддерживать требуемые параметры.
Тип компрессора обычно указывают на наклейке на одном из блоков. Инверторные изделия имеют пометку INVERTOR. При отсутствии такой надписи можно посмотреть на бирке модель устройства и выяснить все его характеристики в сети.
Обследование внешнего блока
Если есть возможность добраться до наружного блока, то это следует сделать, чтобы оценить работу агрегата и понять заканчивается фреон или нет. Перед тем как проверить функционирование системы, надо предварительно установить предельную скорость обдува. В летний период это будет максимальное охлаждение, а зимой — самый сильный из возможных обогрев.
В среднем соотношение включений и остановок стандартного агрегата составляет 1 к 3. Поэтому надо проверить частоту включений. Когда кондиционер запускается, понятно по звуку. Работа компрессора длительное время будет свидетельствовать о том, что фреон кончается. Если агрегат не останавливается совсем, наверняка хладагент израсходован.
При нехватке газа инверторный двигатель действует постоянно и работает очень быстро.
Проверка вентилей
Есть еще один способ как определить, что в кондиционере не хватает фреона. Следует осмотреть вентили наружного блока. Если на них скапливается конденсат, то фреона в системе достаточно. Отсутствие конденсата свидетельствует о том, что хладагент закончился. Если же на проверенных вентилях есть иней, то фреона осталось очень мало и его надо восполнить.
Несомненно, заправлять кондиционер должны профессионалы. Без нужного оборудования и знаний самостоятельно нельзя узнать, сколько фреона осталось в системе, а также пополнить его. При наработке определенных навыков самому можно лишь понять о нехватке хладагента.