Одним из наиболее важных условий эффективного функционирования кондиционера считается применение качественного фреона, каким является R410A. Но при его использовании следует знать, как определять давление в сплит системе и что делать, чтобы исправить проблему, если она возникнет.
Для чего используется фреон
Если необходимо повысить или понизить температуру в помещении, можно воспользоваться особыми свойствами фреона. Это вещество может переходить из жидкого состояния в газообразное или наоборот. При этом оно способно выделять или поглощать тепло. Поэтому с помощью соответствующего воздействия на фреон можно регулировать температуру в помещении.
Обычно он представляет собой инертный газ, состоящий из измененных метана и этана (в этих веществах атомы фтора и хлора замещены водородом). Фреон имеет еще одно название — хладагент. Он не обладает запахом и в своем газообразном состоянии, и в жидком. Данное вещество отличается низкой температурой кипения.
Современные сплит системы состоят из внутреннего и наружного блоков. Они соединены между собой трубками, по которым перемещается хладагент. Его движение происходит по замкнутому циклу.
В жидком виде фреон поступает во внутреннюю часть, где происходит его испарение, при котором отбирается тепло у окружающей среды. В газообразном состоянии он уходит в конденсатор, где снова становится жидкостью. После этого цикл повторяется снова.
Если процесс конденсации организован не оптимальным образом, то в результате в жидкое состояние переходит не весь газ. Небольшая доля испаряется в окружающую атмосферу. За год величина испарения хладагента способна достигать 7%. Поэтому в ходе эксплуатации необходима периодическая дозаправка кондиционера.
Как происходит обработка хладагента
Фреон перемещается в системе, состоящей из следующих элементов:
- Корпуса устройства.
- Змеевика внутреннего блока. В нем происходит испарение фреона, необходимое для снижения температуры воздуха в помещении.
- Внешнего змеевика, в котором хладон из газа переходит в жидкость.
- Компрессора. Он создаёт давление в кондиционере, обеспечивающее движение используемого состава.
- Капиллярной и соединительных трубок.
Используемый состав нагнетается во внешний змеевик компрессором. Поскольку уличная температура обычно ниже, тепло уходит наружу. В ходе этого процесса происходит охлаждение используемого состава, он приобретает жидкое состояние. Давление в системе заставляет хладон течь по соединительным трубам во внутренний блок устройства.
После его выхода из капиллярной трубки образуется зона пониженного давления, что приводит к заметному понижению температуры. Тепло из помещения начинает уходить, нагревая фреон, который постепенно преобразуется в газ и закачивается компрессором в блок на улице, цикл снова повторяется.
Определить, какое давление должно быть в кондиционере можно с помощью специальных графиков (номограмм).
Почему используется именно фреон
Технология понижения температуры воздуха в помещении при помощи влияния на агрегатное состояние рабочего вещества является универсальной. Однако для этого практически всегда используется фреон. Его популярность связана со следующими особенностями:
- Хорошая способность поглощать или отдавать тепло.
- Нагрев вещества достигает 65°C, охлаждение — 2°C.
- Низкая температура кипения обеспечивает быстрый переход фреона в газ и обратно в жидкость.
- Современные разновидности фреона не являются опасными для озонового слоя.
- Вещество устойчиво к возгоранию и не взрывоопасно.
Виды фреонов
Они могут быть однокомпонентными или представлять собой смеси. В первом случае температура кипения зависит только от давления фреона. Такие хладагенты называют азеотропными.
Многокомпонентные вещества могут включать два или большее количество составляющих, каждая из которых является фреоном определённого типа. Используются смеси с числом компонентов не более пяти. В этом случае возможна одна из двух ситуаций при работе системы. Если температура кипения у всех составляющих одинаковая, то эти составы называют азеотропными.
Однако бывает и так, что фреоны, входящие в смесь, имеют разную температуру кипения. Такие смеси носят название зеотропных. Промежуток, включающий в себя все их точки кипения, именуется температурным глайдом. В процессе работы нужно сделать так, чтобы все элементы имели одно и то же агрегатное состояние. Наличие температурного глайда снижает эффективность работы сплит системы.
Активное использование различных видов веществ из группы фреонов становится всё более распространённым. Раньше так называлась только одна марка, которую производила фирма DuPont. Потом это слово стало применяться практически ко всем разновидностям хладагентов. На сегодняшний день существует более 50 таких веществ.
Фреон R32
Это вещество называют еще дифторметаном. R32 имеет класс горючести 2L. Класс опасности, равный 4, говорит о том, что данное вещество можно активно применять в быту. Его используют вместе с синтетическими маслами. R32 загорится при температуре примерно 648°C. При возгорании в результате химической реакции будет выделять токсичный газ. Энергоэффективность на 7–10% превышает ту, которая имеется у R410.
Фреон R134A
Он представляет собой вещество тетрафторэтан, которое не является горючим и абсолютно безопасно для озонового слоя планеты. Применяется в автомобильных кондиционерах и холодильниках, а также при низких температурах, но ниже –7°C. Создаваемое давление является самым низким по сравнению с другими хладагентами.
Фреон R407C
В составе этого гидрофторуглеродного хладагента три вида фреонов, пропорции которых строго соблюдаются. Он содержит 52% R134A, 25% R125A и 23% К32. Вещество позволяет получать холод в крупных промышленных установках, а также в мобильных кондиционерах. Его особенность — испарение компонентов в разное время. Это способствует снижению эффективности данного вещества при использовании в кондиционерах.
Фреон R22
Речь идёт о дифтохлорметане. У фреона R22 ощущается слабый запах хлороформа. Это вещество закипает при 40,2°C. Из-за наличия хлора в его составе R22 запрещен в странах Западной Европы. В РФ теперь не производится, но сохранилось много устройств, в которых до сих пор применяется R22. Его преимущество — низкая стоимость использования.
Фреон R410A
Наиболее распространенная разновидность фреона в настоящее время. R410 представляет собой смесь R32 и R125, взятых поровну. В его составе нет хлора, он полностью безопасен. В зависимости от показателей давления температура кипения фреона R410 может быть разной. Используется данное вещество наряду с синтетическим маслом. В устройстве с 410 фреоном не рекомендуется использовать какой-либо другой хладагент. Один из основных недостатков — высокое рабочее давление в кондиционере.
Преимущества R410A:
- Высокая эффективность.
- Использование обменника меньшего объема.
- Абсолютно безопасен для человека и окружающей среды.
- Может использоваться в различных температурных диапазонах.
Фреон 404A
Является смесью хладагентов. Это один из самых безопасных и стабильных фреонов. В его составе нет веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой. Хладагент устойчив к возгоранию независимо от давления в системе.
Фреон 507A
Этот фреон считается очень эффективным, если нужен холод в помещении. Разрешается его использование одновременно с 404А. При этом не происходит снижение качества работы сплит системы. Данное вещество можно применять для полной или частичной дозаправки.
Фреон 600A
Другое название — изобутан. Еще недавно применялся редко, но постепенно становится всё более распространённым. Одна из причин — холод в системе создается при небольшом расходе вещества. В некоторых случаях расход уменьшается в 10 раз по сравнению с другими. Недостатком является низкий уровень взрывобезопасности.
Особенности использования хладона R410A
Использование фреона требует точной установки давления. При этом мастер должен учитывать те факторы, которые оказывают влияние на его величину. Наиболее существенными являются:
- Рабочие режимы системы.
- Уровень загрязнения механизма, в том числе фильтров и теплообменников.
- Температурные показатели в помещении.
- Погода, которая есть на улице.
Рабочее давление кондиционера способно поменяться не один раз на протяжении суток. Такое его поведение зависит от конкретной обстановки. На него также существенно влияет объем хладона в системе. Точные данные поможет определить таблица давления.
Проблемы могут возникнуть при сильном уменьшении количества фреона в системе. Чтобы понять, сколько его осталось, можно воспользоваться достаточно простым способом:
- Нужно определить температуру газа, который поступает из помещения по соответствующей трубке в конденсатор, находящийся с внешней стороны стены.
- Необходимо уточнить температуру кипения хладагента.
- Если в системе имеется нормальное количество вещества, то разница составит 5–8°C. В противном случае можно говорить, что количество фреона значительно сократилось и требуется провести дозаправку.
Важно также знать, как проверить давление в кондиционере, используя манометрическую станцию. Для этого нужно выполнить такие действия:
- Определить марку используемого фреона. Она указывается на этикетке с техническими данными на кондиционере.
- Шлангом синего цвета соединить сервисный порт газовой магистрали и манометр для низкого давления.
- Кондиционер должен работать в режиме, предназначенном для охлаждения.
- Открыть кран станции, расположенный слева.
- Показания требуется начать снимать сразу, как только компрессор запустится. Чтобы определить давление фреона 410 в кондиционере, понадобится таблица с указанием температуры кипения.
- Температуру газовой трубки можно узнать, проведя измерения термометром.
- Выполняется анализ результатов по давлению и температуре.
Пытаясь определить давление, можно обойтись и без таблицы фреонов, поскольку на манометрах есть дополнительные шкалы, позволяющие узнать температуру кипения хладона для измеряемого давления. Главное — выбрать станцию с разметкой для используемого фреона.
Анализ результатов разберем на таком примере. Пусть давление у нас 4.6 Бар. Ему будет соответствовать температура кипения +4°C. Используя термометр, находим, что температура патрубка + 11°C. Следовательно, перегрев составляет 7°C. Поскольку для домашних кондиционеров допустимый диапазон 5–8°C, то о фреоне можно сказать, что его количество в системе соответствует норме.
Понять, что хладагента не хватает можно по таким признакам:
- Закипание наблюдается в первом витке испарителя. Температура фреона сильно повышается при его прохождении по трубкам, рабочее давление превышает нормативное.
- Поскольку компрессор постоянно всасывает разогретый газ, он плохо охлаждается и демонстрирует перегрев.
- Снижается эффективность охлаждения помещения.
- Наблюдаются слишком частые отключения системы.
- Компрессор, вырабатывающий холод, часто работает в максимальном режиме.
- Трубки, по которым перемещается хладагент в системе, покрываются инеем. Если этому не уделять должного внимания, то может образоваться слой снега.
Чтобы уменьшить потерю хладона, необходимо убедиться в надёжности соединений. О недостаточно качественных соединениях могут свидетельствовать следы масла.
Также нужно убедиться в том, что в кондиционере нет избыточного количества фреона. В этом случае для полного испарения хладагента не будет хватать времени. При обнаружении данной проблемы потребуется слить излишний объём фреона. После проведения операции давление в системе должно соответствовать нормативному. Убедиться в этом поможет таблица давления.
Используя метод определения количества фреона с помощью измерения температуры газовой смеси, необходимо учитывать, что аномально высокая или слишком низкая температура может быть следствием других причин:
- Капиллярная трубка имеет небольшой диаметр. Её засорение может существенно повлиять на прохождение хладагента.
- Это может произойти вследствие неисправности компрессора или при плохой работе осушителя.
- В некоторых кондиционерах предусмотрено переключение рабочего цикла в обратный режим. Для этого используется четырёхходовой соленоидный клапан. Если он неисправен, это сказывается на температуре используемого хладона.
Дозаправка по давлению
Следует отметить, что дозаправка чисто по давлению не является правильным способом. Более надежной методикой считается полная замена фреона с опустошением системы и добавлением вещества по весу. В данном случае поступают следующим образом:
- Шлангом следует соединить манометр НД и сервисный порт, а трубу желтого цвета подключить к баллону.
- Открыть кран баллона, затем удалить воздух из шлангов за счет продувки. Для этого надо не более чем на секунду открыть кран высокого давления.
- На весы поставить баллон и обнулить показания.
- Кондиционер должен работать в режиме охлаждения.
- Открыть сервисный вентиль.
- Открыть кран НД, запустить хладон. Это нужно делать небольшими порциями — не более 30 грамм.
- После запуска каждой порции следует измерять температуру газового патрубка на протяжении 1–2 минут. Задача заключается в том, чтобы уменьшить перегрев до нормального значения 5–8°C.
- Окончив дозаправку, надо закрыть все краны.
Если знать, как проверить давление фреона, можно попытаться самостоятельно принять меры при возникновении проблем с кондиционером. Но следует учитывать, что признаки неисправности не всегда являются однозначными, поэтому лучше вызвать специалиста. Тем более что в сервисную службу все равно придется обращаться, если попытки самостоятельно исправить ситуацию не приведут к успеху.