Сплит-система — это нужное и полезное климатическое оборудование в доме, которое создает комфортную температуру в жилище в любое время года. Летом оно охлаждает его, а с наступлением холодов обогревает. Однако при использовании охлаждающих систем, его владельцы часто сталкиваются с разными неисправностями такой климатической техники. Одна из таких проблем во время эксплуатации этого климатического оборудования связана с тем, что кондиционер или сплит-система плюется льдом. Почему это происходит и как избежать подобного, будет описано в данном материале ниже.
Когда допустима наледь
Если на внутреннем блоке устройства появилась наледь, это не значит что оно поломалось. Преждевременно расстраиваться из-за этого не стоит, ведь при некоторых ситуациях такой вариант будет вполне нормальным. Ниже описаны случаи, когда иней на климатическом оборудовании является нормой:
- Оттаивание внешнего блока во время использования кондиционера для обогрева. Если прибор работает на обогрев, иней может появиться при оттаивании наружного блока. При этом блок в помещении включается на охлаждение при отключенном вентиляторе. По причине того, что отсутствует тепловой съем с испарителя, на нем появляется лёд. После завершения цикла оттаивания наружного блока, внутренний заново начинает работать на нагрев, а иней начинает таять, и вода стекает через дренаж системы.
- Максимальное охлаждение в очень жаркие дни. Незначительная наледь на испарителе часто появляется в процессе активной эксплуатации сплит-системы в жару. Она оттаивает во время отдыха климатического оборудования. Необходимо отметить, что увидеть наледь на испарителе внутреннего блока прибора получится, если заглянуть под его крышку. При этом техника работает совершенно нормально без каких-либо отклонений. Поэтому «плеваться» льдом в такой ситуации она не будет.
Неправильная эксплуатация сплит-системы
Если было выявлено образование наледи на испарителе, то в первую очередь нужно удостовериться, что оборудование эксплуатируется строго в соответствии с инструкцией производителя. Зачастую владельцы климатической техники пренебрегают ей и довольно невнимательно изучают. Из-за таких ошибок при эксплуатации сплит-системы начинает образовываться лед. Перечислим наиболее частые из них:
- Повышенная влажность в комнате. Если при этом включить кондиционер на максимальное охлаждение, то объем конденсата значительно увеличится. В результате этого начнёт появляться наледь. При этом специалисты советуют постепенно просушивать и охлаждать комнату. К счастью, в большинстве современных кондиционеров имеется режим осушения воздуха. Постепенное понижение температуры позволит не допустить чрезмерного образования конденсата и обледенения испарителя.
- Неправильный выбор температурного режима. К примеру, сплит-системы работают на охлаждение, когда температура снаружи дома ниже, чем указано изготовителем для данных конкретных изделий. По этой причине образовывается лед как на внутреннем, так и на наружном блоке климатической техники.
Причины обледенения после монтажа или обслуживания
Подробно расскажем далее, почему на сплит-системе образуется наледь. Намерзает лед на устройстве зачастую из-за того, что качество услуг по монтажу такого оборудования было довольно низкое. Основные причины такой проблемы следующие:
- Неправильная вакуумация. При некачественной вакуумации в трубопроводе магистрали может оставаться вода. При использовании сплит-системы она начинает конденсироваться и блокировать естественную циркуляцию хладагента в контуре. Вследствие этого внутренний блок замерзает.
- Нехватка охлаждающей жидкости. Если «специалисты» заправляли магистраль не по весу, как это требует инструкция, а «на глаз», и залили при этом недостаточное количество фреона, то через некоторое время образуется иней.
- Переломы на трубах с хладагентом. Неопытные монтажники во время прокладки магистрали иногда переламывают трубы, по которым перемещается фреон. Диаметр уменьшается, поэтому в контуре изменяется давление. Как результат, оборудование функционирует неправильно, а радиатор покрывается наледью.
- Нарушение технологии монтажа внутренней части системы. Случается во время установки оборудования в нишу через барьеры. Блок в помещении запрещается монтировать в нишу, так как напротив сплит-системы должно быть достаточно свободного места. Иначе воздушные массы плохо циркулируют через кондиционер, а на испарителе образуется наледь.
- Неправильно подобрана длина магистрали во время монтажа. Длина контура между двумя блоками сплит-системы обязана располагаться в рекомендуемом изготовителем диапазоне. Если контур будет очень длинным или наоборот коротким, то давление фреона не будет соответствовать тому, которое заявлено производителем оборудования. Вот почему оборудование начнет работать неправильно и будет замерзать.
- Частично закрыт вентиль на толстой трубке наружного блока. Если после монтажа либо ремонта системы мастера не до конца открыли вентиль на всасывающей трубе внешнего блока, начинает возникать нехватка давления. Пытаясь восполнить этот недостаток, кондиционер функционирует в непрерывном режиме без остановок. Из-за этого начинает обмерзать сам кондиционер.
Основные поломки
Если прибор функционировал нормально, никакого обслуживания не производилось, а правила эксплуатации устройства соблюдались, но из кондиционера летит лёд, то, скорее всего, произошла какая-то поломка.
Причины, почему на внутреннем блоке кондиционера образуется иней, следующие:
- Загрязнение наружного блока. Через некоторое время вентилятор и тепловой обменник засоряются пылью, листьями, пухом и иным мусором. По этой причине снижается теплосъем и понижается мощность выработки холодного воздуха сплит-системой. Его нехватку кондиционер пытается восполнить за счет постоянного функционирования двигателя компрессора. Он часто включается-выключается, а это приводит к появлению обледенения. Первые признаки этой неисправности — система плохо холодит и из нее сыпется лед. Иногда слышен посторонний шум, может течь вода из блока. Чтобы избавиться от этой неприятности, требуется очистка наружного блока. Как правило, он промывается струей воды под повышенным давлением.
- Загрязнение внутреннего блока. Вследствие продолжительной работы такие элементы, как радиатор, мотор и другие механизмы «обрастают» пылью. Благодаря этому понижается теплосъем с прибора, из-за чего на нем и образуется лед. Определить это можно по тому, как быстро охлаждает оборудование помещение. Также иногда можно услышать треск в корпусе прибора. При этом потребуется комплексная очистка внутреннего блока.
- Забита капиллярная магистраль в классических неинверторных изделиях. Если в капиллярной трубе появляется щель, то начинает увеличиваться разность давлений. Поэтому часть хладагента закипает и отдает холод намного быстрей испарителя. Так общая производительность системы снижается и, чтобы это компенсировать, двигатель практически не выключается. Так как он все время непрерывно работает, то обледенений на испарителе в таком случае не избежать. Определить эту неисправность можно по некачественной работе кондиционера, который недостаточно охлаждает воздух в помещении. Причем двигатель практически не выключается и работает на износ. На трубопроводе климатического оборудования образуется иней. Когда он начинает таять, то образующаяся жидкость стекает в комнату. Если посмотреть на наружный блок, то можно увидеть обмерзание тонкой трубы. Для устранения такой проблемы специалист может: использовать гидравлическую очистку с применением растворителей (в случае сильного загрязнения); продувать контур с помощью азота (засорение небольшое); выполнять замену капиллярной трубы (если другие варианты не помогли).
- Протечка охлаждающей жидкости. Фреон может испаряться как из-за разгерметизации контура, так и в процессе продолжительного использования. Даже абсолютно исправный кондиционер ежегодно «теряет» около 8% хладагента. По причине нехватки охлаждающей жидкости, понижается мощность системы. Пытаясь поддерживать температуру на нужном уровне, кондиционер функционирует постоянно, вследствие чего обмерзает испаритель устройства. При этом оборудование недостаточно охлаждает воздух, но сам компрессор работает практически без остановок. Из блока в помещение вылетает лед или наблюдается стекание жидкости. Изделия с самодиагностикой поломок выводят сообщение о том, что понизилось давление в контуре. Решить такую проблему можно следующим образом. Герметичность трубопровода проверяют опрессовкой прибора азотом под повышенным давлением. Если оно на протяжении короткого времени снижается, то становится понятно, почему кондиционер плюется льдом. Специалист определяет проблемный участок, а затем устраняет возникшую проблему. Потом проводится вакуумирование магистрали и заправка контура хладагентом. Во время естественной протечки систему только дозаправляют охлаждающей жидкостью.
- Поломка платы управления. Это приводит к пониженным температурам конденсации жидкости, в результате чего появляется наледь. Она начинает постепенно таять и стекать с корпуса в помещение. Если влага попадает на вентилятор, то сплит-система начинает «плеваться» льдом. Когда наледи в кондиционере очень много, лопасти вентилятора будут задевать замерзшую «шубу» и появятся посторонние шумы. Эту неисправность можно определить по следующим признакам: обмерзает внутренний блок, из корпуса вылетает лед, течет конденсат или появляются треск, шумы. При этом потребуются ремонтные работы или установка новой платы управления.
- Сбой настроек либо поломка ТРВ/ЭРВ клапанов в инверторных климатических агрегатах. Инверторы плавно регулируют циркуляцию фреона, который поступает в испаритель, с помощью электронного расширительного (ЭРВ) или терморегулирующего вентиля (ТРВ). Благодаря этим элементам оборудование четко поддерживает установленную температуру при незначительном расходе электричества. Если эти элементы ломаются или сбиваются их настройки, давление охлаждающей жидкости в контуре не будет соответствовать требуемым показателям. При этом фреон будет только частично закипать в испарителе, а мощность оборудования понизится. Чтобы сохранить указанный температурный режим, прибору придется постоянно включаться и функционировать практически без остановок. За счет этого начнет замерзать испаритель оборудования. Неисправность можно довольно просто определить. При такой неисправности сплит-система хотя и работает, но охладить воздух она не может. Надо заметить, что двигатель агрегата постоянно гудит, а на испарителе появляется иней. Способ устранения такой проблемы — это настройка ТРВ/ЭРВ клапанов или установка новых элементов взамен вышедших из строя.
- Поломка температурного реле испарителя. Этот прибор отвечает за отключение охлаждения, когда температура испарителя очень сильно увеличивается. Если реле выходит из строя, то плата управления не получает информацию о том, что компрессору необходимо «отдохнуть». Поэтому в сплит-системе появляется лед. Основной признак неисправности — компрессор функционирует и не выключается. Устранить неисправность поможет установка нового датчика.
- Поломка вентилятора, который крутится лишь на пониженных оборотах. Это является причиной недостаточного теплосъема с испарителя и дальнейшего обледенения. При этом потребуется ремонт или установка нового вентилятора.
Подводя итоги
Какой-либо сбой в работе кондиционера значительно влияет на его работу. Появление наледи может быть первым сигналом того, что появилась проблема, которую необходимо незамедлительно решать. Причины этого могут быть разные: внутренние неисправности из-за износа механизмов, нарушения технологии, халатный монтаж, неправильное использование техники. Своевременный ремонт мелких неполадок позволит избежать незапланированных крупных трат на восстановление работоспособности сплит-системы.